На некоторых образцах мототранспортных средств, например, мотоцикле Stels Flex 250, сигнал аварийной остановки - «аварийку» (синхронное мигание всех указателей поворотов) - включить нет возможности, по причине отсутствия такой кнопки в составе органов управления. Иногда, наличие этой кнопки на руле было бы кстати: ею можно пользоваться как по прямому назначению, так и для оказания знаков благодарности на дороге, согласно сложившейся традиции. Дооснастить мотоцикл кнопкой аварийной остановки не сложно, есть несколько вариантов.
Вариант первый, простой.
Потребуется кнопка с тремя выводами, у которой в ненажатом состоянии никакой из выводов ни с каким другим не контачит, а при нажатии кнопки, все выводы замыкаются друг с другом. Такая кнопка подключается параллельно штатному переключателю указателей поворотов, у которого так же три контакта: центральный контакт является плюсом питания от реле поворотов, а два боковых контакта уходят на левые и правые указатели поворотов (поворотники). Для подключения, необходимо разобрать левый пульт на руле мотоцикла, подпаять три провода согласно схеме.
Малогабаритная, трехвыводная кнопка аварийной остановки.
Внутреннее устройство кнопки.
Подвижная пластина замыкает все выводы между собой.
Если удалить рычажок, показанный красной стрелкой, кнопка не будет фиксироваться в нажатом состоянии.
Кнопка крепится к пульту на двусторонний скотч через промежуточную пластмассовую пластину большей площади. Пластина и кнопка склеиваются контактным клеем по пластмассе, лишние отверстия заливаются клеем.
Левый пульт мотоцикла Stels Flex в разобранном виде. Красными стрелками показаны точки подпайки проводов к переключателю указателей поворотов.
Кнопка аварийной остановки закреплена на пульте мотоцикла.
Вариант второй, улучшенный.
Если электроконтакт внутри трехвыводной кнопки станет недостаточно хорошим (например, из-за коррозии в результате попадания воды), могут возникнуть ситуации, когда «аварийка» сработает лишь наполовину, то есть включится какой-либо один указатель поворота. Чтобы таким образом не вводить участников дорожного движения в заблуждение, для исключения подобных неправильных срабатываний, необходимо дополнить схему двумя полупроводниковыми элементами – диодами, а крайние контакты трехвыводной кнопки замкнуть между собой, превратив кнопку в простую двухвыводную с одной парой контактов. Диоды разрешат идти току только в одном направлении - от кнопки к поворотникам, но запретят току течь от включённых указателей поворотов одной стороны к поворотникам другой стороны. Диоды компактны, помещаются внутри пульта вместе с проводами.
Диоды VD1 и VD2 из серии 1N40xx на ток 1А или аналогичные.
Левый пульт мотоцикла Stels Flex в разобранном виде. Красными стрелками показаны диоды, подпаянные своими катодами к боковым контактам переключателя указателей поворотов; аноды диодов спаянны вместе и с проводами, идущими на боковые проводы трехвыводной кнопки аварийной остановки.
Вариант третий, «умная аварийка».
Под таким названием на сайте БайкПост опубликована статья, в которой её автор позаботился о том, чтобы указание поворотов имело приоритет над включением сигнала аварийной остановки, при их одновременном использовании. Реализовано это по следующей схеме.
При разомкнутом выключателе S2 «Аварийка», включение указателей поворотов штатным переключателем S1 «Поворотники» приводит к подаче питания на лампы HL1-HL4 указателей поворотов от реле указателей поворотов через диод D1 или D2, в зависимости от положения S1.
Если замкнуть выключатель S2 «Аварийка», на истоке транзистора Q1 окажется плюс от реле указателей поворотов, и, если S1 находится в среднем положении, транзистор Q1 будет открыт (на его затворе присутствует отрицательный потенциал, благодаря резистору R1), что приведёт к миганию всеми указателями поворотов - "аварийка" включена. Если же сейчас включить какой-либо из указателей поворотов, то плюс питания от S1, пройдя через диод D3 или D4, закроет транзистор Q1, что автоматически отключит сигнал аварийной остановки, несмотря на то, что кнопка S2 «Аварийка» не была разомкнута. Когда S1 вновь окажется в среднем положении, транзистор Q1 откроется, сигнал аварийной остановки автоматически включится, при условии, что S2 не была разомкнута.
Блок управления "умной аварийкой" собран на макетной плате и помещён в небольшую коробочку, залит термоклеем.
Теперь, когда кнопка аварийной остановки на мотоцикл установлена, необходимо отработать навык быстрого нахождения её на руле большим пальцем руки, не отрывая взгляд от дороги. Поблагодарив "аварийкой", не забывать её отключать, если кнопка имеет фиксацию в нажатом положении.
Комментарии