Современные велотренажеры оснащаются тормозящими механизмами магнитного типа, принцип действия которых основан на вынужденной трате энергии при выведении группы постоянных магнитов, находящихся в магнитном поле друг друга (или магнитов в паре с магнитным материалом) из равновесного состояния путем изменения их взаимного расположения.
Подобный эффект торможения может сохраняться невероятно долго, так как он ограничен только сроком жизни самих постоянных магнитов. Тормозящие механизмы, на основе магнитного тормоза, имеют тоже большой срок службы. Однако, помимо магнитов, конструкция тренажера содержит немало других механических и электронных узлов: рама, каретка, редуктор с приводным ремнем, тормозящий механизм, мини-компьютер. В статье пойдет речь об опыте ремонта велотренажера Energetics CT 80 Magnetic, оснащенного магнитным тормозом.
Магниты магнитного тормоза.
Магниты закреплены на внутренней стороне С-образного держателя. Зазор между магнитами и стальным барабаном-маховиком регулируется для изменения силы торможения.
После пятилетней безотказной работы, в условиях не ежедневной эксплуатации, велотренажеру потребовался серьезный ремонт со вскрытием, по причине исчезновения сопротивления вращению на педалях. Вскрытие корпуса показало, что слетел приводной ремень редуктора. Для выяснения причины этого явления, был произведен осмотр всего механизма, и никаких признаков его существенного износа или дефекта замечено не было. Было лишь выявлено наличие большого объема утрамбованной пыли по всей длине рабочей поверхности ремня (внутри углублений-бороздок), из-за чего ремень мог не до конца садиться в радиальные углубления на валу и колесе редуктора. После кропотливой прочистки бороздок с помощью тупого шила, ремень был поставлен на место, и велотренажер был собран. Однако, вскоре неисправность повторилась по тому же сценарию - ремень снова слетел. Повторный, более тщательный осмотр выявил весьма серьезную проблему, а именно имело место быть несколько трещин в металле рамы, близко к месту крепления каретки. Стало понятно, что вследствие давления на педали при их вращении и ослабшей фиксации каретки на раме, каретка смещалась в сторону, нарушалась прямолинейность движения приводного ремня, и ремень слетал. Необходимо выполнить восстановление жесткости крепления каретки.
Велотренажер со снятым кожухом.
Передача крутящего момента от педалей с ведущим колесом к маховику осуществляется посредством ремня ручейкового типа. Натяжение ремня обеспечивает подпружиненный ролик, составленный из пары шариковых подшипников.
Приводной ручейковый ремень Fengshou 310J.
Постоянный магнит на ведущем колесе и магнитный датчик оборотов.
Рама велотренажера изготовлена из стальных труб круглого (внешним диаметром 50 мм) и прямоугольного сечения. Прямоугольная профильная труба имеет внешние размеры 40x20 мм с толщиной стенки 1,5 мм, к которой приварена каретка педалей. По фотографиям видно, что трещины в металле не являются следствием некачественно выполненной сварки, а проходят рядом с ней, налицо разрывы стенок прямоугольной трубы. Латание трещин путем их заваривания, очевидно, нельзя считать качественным ремонтом. По этой причине было принято решения полностью заменить лопнувшую прямоугольную трубу другой с большими размерами, следовательно, более прочную. Удалось отыскать стальную профильную трубу 50x25 мм со стенкой 1,8 мм, которая хорошо подошла на место старой. Процесс ремонта рамы показан ниже на фотографиях. Сварка выполнялась инвертором Awelco Ondulix 140, электродами диаметром 2,5 мм.
Замена металлопрофиля рамы.
Срезаем старую треснувшую деталь и каретку с неё (фото слева), не забыв пометить (например, маркером) её бывшее местоположение на раме.
Подгоняем по месту новую деталь из профиля 50x25 (фото справа).
Фиксируем струбцинами профиль (фото слева).
Привариваем профиль, зачищаем болгаркой швы (фото справа).
Фиксируем каретку на прежнем месте, пользуясь заранее заготовленным шаблоном из куска плиты МДФ.
Каретка приварена. Цилиндр каретки приварен тремя "прихватками" с каждой стороны.
Окраска рамы, сборка велотренажера.
Внешняя (видимая из-под кожуха) часть рамы была окрашена из баллончика в черный цвет для сохранения дизайна. Внутренняя - в любой цвет, имевшейся в наличии краской.
Так как новый металлопрофиль шире старого, потребовалось заглубить постоянный магнит датчика оборотов заподлицо: достаем магнит плоскогубцами, рассверливаем отверстие вглубь, вставляем магнит с клеем.
Крепим датчик на расстоянии 1-2 мм от магнита.
Небольшая доработка: установка тонких пластмассовых шайб-прокладок под и на подвижную пластину для лучшего движения прижимного ролика.
Фиксируем тросик и провода пластиковыми хомутами, надеваем приводной ремень и кожух. Велотренажер отремонтирован и готов для дальнейшей эксплуатации.
Комментарии
А не могли бы Вы указать марку подшипника, который установлен именно на этой модели "Energetics CT 80 Magnetic"? Купил велотренажёр с рук, и оказалось, что один из подшипников необходимо заменить. В г. Апатиты, где я проживаю, такого подшипника найти не смог. Все запрашивают марку подшипника, а я не могу её назвать, не подшипнике ничего не указано. Если сможете указать точную марку подшипников, буду очень счастлив, при наличии этих подшипников, сделать заказ. Заранее благодарю.