Технология производства литиевых элементов питания хорошо отработана, на их основе изготавливаются всевозможные аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Качественные аккумуляторы, при их правильной эксплуатации, служат годами, но, конечно же, не вечны. Нередко, неисправный аккумулятор можно отремонтировать, что гораздо дешевле покупки нового. На примере ремонта малогабаритного литий-ионного аккумулятора Bosch 10,8 V, применяемого в профессиональном электроинструменте серии «compact», рассмотрим порядок действий по восстановлению его работоспособности.
Долго и исправно служивший аккумулятор, при очередной попытке его зарядить, заряжаться отказался: зарядное устройство сообщало о неисправности аккумулятора мигающим красным светодиодом. Неисправность зарядного устройства была исключен сразу, так как второй такой же аккумулятор заряжался прекрасно. Необходимо вскрывать неисправный аккумулятор, выявлять проблему и пытаться её устранить.
Корпус аккумулятора вскрывается так: подцепляем одновременно несколько пластмассовых защелок по разным сторонам и разделяем корпус на две части. Внутри корпуса находятся три элемента питания, соединенные в батарею последовательно, и небольшая плата контроллера, следящая за уровнями заряда-разряда каждого из элементов, а также за температурой батареи (в узком пространстве между элементами присутствует термодатчик).
Вначале, необходимо проверить напряжение на каждом элементе питания, обычно, оно находится в диапазоне: от 3,0 вольт (минимально допустимый заряд или полный разряд) и до 4,2 вольт (максимально допустимый заряд). В редких случаях, некоторые типы литиевых элементов питания могут допустимо разряжаться до 2,5 вольт, а заряжаться до 4,4 вольт. Таким образом, если напряжение на элементе питания ниже минимально допустимого - элемент нуждается в восстановлении или, что лучше, замене. Причиной перезаряда элемента (напряжение выше максимально допустимого) может быть в контроллере и/или зарядном устройстве; эксплуатация такого аккумулятора недопустима. Напряжения на различных элементах питания батареи, в идеале, не должны отличаться друг от друга более чем на пару десятых вольта.
Если все элементы питания исправны, остаётся проверить контроллер. Он состоит из одной или нескольких специализированных микросхем и дискретных элементов. Начать нужно с последнего, как наиболее простого, так как проверить работоспособность микросхемы можно только путем её замены на заведомо исправную, что в большинстве случаев это нецелесообразно (проще и дешевле заменить сразу весь контроллер).
Красной стрелкой показан неисправный (оборванный) резистор, сопротивление которого было около десятка мегаом, вместо положенных 1 кОм.
Резистор был заменен на исправный, чуть больших габаритов. Работоспособность аккумулятора восстановлена.
При ремонте любых аккумуляторов необходимо помнить о технике безопасности, применять средства индивидуальной защиты, не допускать перегрева, избегать коротких замыканий и заряда недопустимо высоким напряжением, так как это может спровоцировать взрыв элементов питания аккумулятора.
Комментарии
78,7КОм