Главная страница Электроника Аудио Ремонт сабвуфера SVEN HA680W. Часть II. Перемотка катушки динамика. - Страница 2.
( 41 посетителя(-лей) проголосовали )

Намотка катушки динамика.

Неудачный опыт.

Первая попытка намотки катушки динамика оказалась неудачной. Причина неудачи – слишком мягкая оправка. В качестве таковой был выбран использованный металлический баллон косметического средства. В результате, под давлением намоточного провода, баллон локально сжался, после извлечь его было невозможно. Пришлось кропотливо разрушать баллон изнутри, имея сверху намотанную катушку. Предсказуемо, получившаяся катушка имела слишком маленький внутренний диаметр и не надевалась на керн магнитной системы, была размотана. Так же, при первой неудачной намотке, применялся медицинский клей БФ-6, и его надежность показалось сомнительной для данного применения. Рекомендуется использовать клей БФ-2.

Неудачная попытка намотки катушки с применением слишком мягкой оправки.
Неудачная попытка намотки катушки с применением слишком мягкой оправки.Неудачная попытка намотки катушки с применением слишком мягкой оправки. 
Неудачная попытка намотки катушки с применением слишком мягкой оправки.

 

Попытка вторая, удачная.

Правильная оправка – залог успеха. Оправка должна быть жесткой, цельнометаллической, выточенной, например, из стали, алюминия или меди, с хорошо шлифованной поверхностью. Внешний диаметр оправки должен изготавливаться немного больше расчетного значения, так как после извлечения оправки катушка чуть сожмется.

По результатам измерений и первичного опыта намотки, катушка динамика от сабвуфера SVEN HA680W нуждалась в оправке диаметром на 0,1 мм больше расчетного внутреннего диаметра катушки (с учетом толщины каркаса катушки); и внешний диаметр оправки должен составлять 49,5 - 49,6 мм, длина - 50-100 мм. В центре оправки необходимо просверлить сквозное отверстие для установки оси вращения. Для облегчения извлечения оправки изнутри намотанной катушки, в оправке можно сделать несквозной пропил, шириной 1-2 миллиметра, идущий через центр вращения, имеющий глубину в полдлины оправки.

Алюминиевая оправка на стальной шпильке, готова к установке в намоточный станочек.
Алюминиевая оправка на стальной шпильке готова к установке в намоточный станочек.

 

Итак, начинаем процесс намотки. Для упрощения извлечения, оправку покрываем тонким слоем силиконового масла, вставляем оправку внутрь каркаса катушки до требуемой глубины. Закрепляем всю конструкцию в намоточном станочке. Определяем границы намотки на каркасе катушки, с помощью кусочков многопроволочного (многожильного) провода делаем бортики, они призваны удержать провод катушки от расползания. Обильно пропитываем первый по ходу движения провода валик спиртом, второй - клеем БФ-2. В ходе намотки, через один-три десятка уложенных витков, валики нужно дополнительно «увлажнять». Устанавливаем на станочек катушку с запасом намоточного провода. Перед началом намотки, каркас катушки динамика обезжиривается ацетоном и покрывается тонким слоем клея. Начинаем последовательно укладывать витки, соблюдая правильное направление намотки, считая количество уложенных витков. При намотке необходимо обеспечить минимальное, но достаточное для плотной укладки натяжение провода. Чрезмерное натяжение может привести к недопустимому сужению катушки после извлечения из неё оправки. При необходимости, витки можно подправлять спичкой или деревянной зубочисткой. После завершения намотки каждого слоя, поверхность катушки покрывается тонким слоем клея и сразу же мотается следующий слой. После намотки последнего слоя, концы провода фиксируются, поверхность катушки тщательно покрывается клеем. Для убыстрения высыхания клея, по инструкции к клею БФ-2, катушку нужно прогреть до температуры 140-150°C в течения часа. Сделать это можно либо внешним нагревом, например, с помощью технического фена или помещения в печь, либо внутренним – контролируемо и дозировано пропуская через катушку электрический ток. Однако, в нашем случае, греть катушку до полутора сотен градусов не разумно, так как на катушке находится диффузор с центрирующей шайбой. Поэтому, греть будем обычным бытовым феном, температура его выходящего воздуха, обычно, не превышает 85°C. После прогрева в течение нескольких десятков минут, даем остыть и аккуратно снимаем, ограничители намотки - многопроволочные кольцевые провода - наносим на их место клей, снова сушим бытовым феном и оставляем катушку на оправке на одни сутки.

Помечаем начало и направление намотки на каркасе катушки.
Помечаем начало и направление намотки на каркасе катушки.

Установка оправки с каркасом катушки в намоточный станочек.
Установка смазанной силиконовым маслом оправки с каркасом катушки в намоточный станочек. Под стык (щель) сходящихся алюминиевых частей каркаса подложена полоска тонкой кулинарной фольги (для запекания в духовке), во избежание приклеивания каркаса к оправке через щель.

Последние приготовления к намотке.
Последние приготовления к намотке. На каркасе катушки закреплен ограничивающий бортик (тёмно-синий), конец провода зафиксирован с помощью скотча (зеленые полоски). Первый снизу желтый поролоновый валик необходимо пропитать спиртом непосредственно перед началом намотки, второй - клеем БФ-2.

Укладка первого слоя провода.
Укладка первого слоя провода.
Станочек не имеет ручки, вращать нужно диффузор динамика. На нижний валик можно класть сменные спиртовые тампоны (как на фото).

Укладка второго слоя провода. Установлен правый ограничивающий бортик.
Укладка второго слоя провода. Установлен правый ограничивающий бортик.

Намотка катушки завершена.
Намотка катушки завершена. Концы провода обкушены с запасом и зафиксированы скотчем.

 

Сборка динамика.

После суточной выдержки, клей должен набрать хорошую прочность, и можно извлечь металлическую оправку. Неразрезную оправку извлекают с легким вращением, разрезную – сжимая катушку, перпендикулярно линии разреза оправки, чтобы ее диаметр смог чуть уменьшиться.

Измеряем параметры получившейся катушки, примеряем катушку по месту - надеваем на керн постоянного магнита. Если геометрия катушки получилась в рамках требуемых параметров, припаиваем выводы катушки к гибким тоководам, с фиксацией клеем БФ-2, при необходимости.

Было принято решение не травмировать диффузор и каркас катушки, и не извлекать полностью старую обмотку вплоть до гибких тоководов, а подпаять новую обмотку к оставленным небольшим кончикам старой, лаковая изоляция которых не пострадала.

Припайка концов новой катушки к остаткам проводов старой.Припайка концов новой катушки к остаткам проводов старой. Бандажирование соединения с помощью тонкой проволочки..
Припайка концов новой катушки к остаткам проводов старой. Пайка завершена.Припайка концов новой катушки к остаткам проводов старой. Место пайки покрыто цапонлаком.
Припайка концов новой катушки к остаткам проводов старой. Крепление места соединения с клеем БФ-2. Аналогично - второй конец катушки.
Присоединение концов новой катушки к остаткам старой: спайка внахлёст с использованием бандажа из тонкой медной жилки, изоляция цапонлаком, крепление места соединения клеем БФ-2.

 

Устанавливаем диффузор точно на его прежнее место. Для этой операции нам нужно изготовить дистанционные полоски из тонкой пластмассы, нарезанные, например, из старой фотопленки или гибкой дискеты формата 5,25 дюйма. Зачищаем сопрягаемые склеиваемые поверхности наждачной бумагой, обезжириваем ацетоном, покрываем слоем клея «Момент» средней толщины, выжидаем около 5 минут. Проверяем на предмет отсутствия в магнитном зазоре посторонних частиц, при необходимости, удаляем таковые сжатым воздухом и/или кусочками скотча. Строго вертикально и соосно одеваем катушку на керн магнитной системы, равноудаленно дистанцировав ее от керна с помощью пластиковых полосок, проложенных равномерно по кругу между внутренней поверхностью катушки динамика и керна. Последовательно, с нарастающей силой, прижимаем к корзине динамика склеиваемые поверхности: сначала нижнюю центрирующую шайбу, затем верхний подвес диффузора. После часового ожидания, удаляем пластмассовые полоски и выполняем первоначальную проверку верности центровки: на несколько миллиметров вглубь вдавливаем диффузор – касаний между катушкой и магнитом (керном) слышно быть не должно. Динамик оставляют сохнуть на сутки. Если касания слышны, то, пока «Момент» окончательно не затвердел, аккуратно отрывают диффузор и центрирующую шайбу от корзины, операцию по приклеиванию повторяют со свежей порцией клея.

Разрезанная дискета 5,25". Содержит подходящий пластик двух толщин.
Разрезанная гибкая дискета 5,25".

Пластик толщиной 0,25 мм.Пластик толщиной 0,08 мм.
Дискета содержит пластик двух толщин: 0,25 мм (конверт) и 0,08 мм (магнитный диск).

Катушка готова к установке. Оправка извлечена, геометрия катушки проверена, электроподключение выполнено.
Оправка извлечена. Концы припаяны. Катушка готова к установке.

Зачищаем наждачной бумагой бортик центрирующей шайбы.Зачищаем наждачной бумагой бортик верхнего резинового подвеса диффузора.
Зачищаем наждачной бумагой склеиваемые поверхности.

Наносим клей на обе склеиваемые поверхности.
Наносим клей "Момент" на обе склеиваемые поверхности.

Использование дистанционных полосок из тонкой пластмассы. Полоски должны входить умеренно туго.
 Использование дистанционных полосок из тонкой пластмассы. Крупным планом.
Приклеиваем диффузор с использованием дистанционных полосок из тонкой пластмассы.

Дистанционные полоски извлечены. Можно выполнить первоначальную проверку чистоты хода катушки в магнитном зазоре.
Дистанционные полоски извлечены.

 

Проверка динамика после перемотки катушки.

После суточной сушки, еще раз прослушивают динамик на предмет касаний катушки, измеряют сопротивление постоянному току, устанавливают динамическую головку в акустическую систему. Подают звуковой сигнал, оценивают на слух качество выполненной работы, плавно увеличивая мощность до максимально допустимого значения. Если результат оказался положительным, можно приклеить пылезащитный колпачок, и выполнить, при необходимости, декоративно-подкрасочные работы.

Приклеивание пылезащитного колпачка.
Покраска клеевого шва в черный цвет.
Пылезащитный колпачок приклеен (фото сверху).
Клеевой шов окрашен в черный цвет (фото снизу).

Результаты измерений перемотанного динамика следующие: сопротивление составило 3,4 Ома (паспортные - 3,2), зазор между звуковой катушкой и керном -  0,25 мм.

 

Общий итог ремонта сабвуфера.

Отремонтированный динамик установлен в корпус сабвуфера SVEN HA680W.
Динамик установлен в корпус сабвуфера.

В результате ремонта усилителя и динамика сабвуфера SVEN HA680W, удалось полностью восстановить его работоспособность. Звучание сабвуфера оказалось весьма неплохим, без посторонних призвуков или дефектов, в том числе и при долговременной работе на средней мощности. На мощности близкой к максимальной, ощущается нехватка жесткости корпуса, от аппарата такого класса требовать чего-то большего было бы неправильно. Сабвуфер не грешит фоном при отсутствии входного сигнала, включение и выключение не сопровождается щелчками в динамике. Единственное, чего не хватает сабвуферу, это хорошей системы защиты недешевой динамической головки от перегрузки и высокого значения постоянной составляющей на выходе усилителя мощности. В этом плане, аппарат оставляет радиолюбителям широкое поле для творчества.

 



 

Комментарии  

 
+1 #31 Admin 04.11.2014 14:42
БФ2 - лучший вариант (особенно, с нагревом).
Цитировать
 
 
0 #32 Марсель 02.02.2016 21:37
Впечатлен подробным описанием и фотоотчетом. Спасибо автору, попробую сам перемотать свой саб.
Вопрос, как возможно увеличение мощности, путем увеличения сечения либо количеством витков или это зависимость магнитосистемы?
Цитировать
 
 
0 #33 Admin 03.02.2016 02:26
Мотать катушку родным проводом - самое верное решение. Для увеличения мощности нужен более мощный динамик, либо более мощный усилитель.
Цитировать
 
 
0 #34 Леонид 20.02.2016 17:51
помогите дайте ссылку где купить медную проволку для перемотки и как правельно все замерить омы сопративление количество витков и какой клей наносить на обмотку и на котушку с обмоткой в том месте где дифузор
Цитировать
 
 
0 #35 Admin 23.02.2016 04:07
Купить провод в таких малых количествах проблематично. Проще смотать откуда-нибудь, например, с трансформатора или катушки контактора.
Цитировать
 
 
0 #36 Вик 27.07.2016 12:32
Здравствуйте! Сгорел динамик 10p32 в саб. Swen HA-680W , есть аналог и где можно купить
Цитировать
 
 
0 #37 Вая 22.08.2016 20:24
Цитирую Леонид:
правельно все замерить омы сопративление

Для начала надо окончить школу!
Цитировать
 
Случайное изображение
Последние комментарии