Извлечение подшипника.
Чтобы достать старый подшипник, необходимо снять с него крепежную стальную пластину. Пластина крепится двумя винтами. Винты закручены с краской (возможно, с герметиком) из соображений самопроизвольного ослабления при вибрациях, и открутить их не просто. Рекомендуется предварительно нагреть винты (пластину) феном до температуры около 100°C.
После того, как крепежная пластина снята, можно приступать к извлечению самого подшипника. В начале этой операции, рекомендуется нанести в достаточном количестве средство WD-40 на внешний радиус подшипника и подождать несколько минут. Переворачиваем алюминиевый полукорпус вниз подшипником, греем полукорпус (в месте посадки подшипника) феном до температуры около 100°C. Если после нагрева подшипник не выпадет вниз сам из посадочного места, то ему нужно немного помочь, например, небольшой отверткой и/или легким постукиванием по полукорпусу сверху.
Крепежная пластина подшипника.
Пластина снята.
Нанесено средство WD-40.
После прогрева, подшипник падает вниз.
Старый подшипник.
Установка нового подшипника.
Процесс установки подшипника аналогичен операции по его извлечению: нагреваем алюминиевый полукорпус и лекго вставляем подшипник (не нагретый) в посадочное место, даем остыть. Перед установкой нового подшипника, необходимо тщательно очистить внешнюю обойму подшипника и посадочное место от малейших загрязнений и пыли (рекомендуется обезжирить). Если «на сухую» подшипник не входит в свое прогретое посадочное место, то есть несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, можно нагреть алюминиевый корпус до более высокой температуры, предварительно уточнив максимальную допустимую температуру подшипника (выше нее греть нельзя) и/или охладив подшипник до отрицательных температур. Во-вторых, можно нанести очень тонкий слой технической смазки (например, солидол) на внешнюю обойму подшипника и на его посадочное место в алюминиевом полукорпусе. Чтобы не думать над тем, как контролировать температуру нагрева корпуса, нужно использовать фен со стабилизацией температуры (обратной связью, термопарой внутри нагревательного элемента). После того, как подшипник посажен и полукорпус остыл, необходимо установить на прежнее место стальную пластину, предварительно нанеся на резьбу крепежных винтов немного краски или обильно покрыв краской головку винтов после их затяжки. Из практики, даже без нанесения краски самопроизвольного откручивания винтов не происходит, но лучше подстраховаться.
Греем посадочное место подшипника.
Подшипник NSK 6004DW готов к установке.
Вставляем подшипник.
Устанавливаем крепежную пластину.
Посадка ротора в подшипник нижнего полукорпуса.
Это самая ответственная операция. Здесь нам потребуется фен с насадкой, которая сужает воздушный поток. Будем греть подшипник, а именно только его внутреннюю обойму. На этот раз контролировать температуру нужно точно, так как перегрев подшипника сулит повреждением пылезащитного кольца и/или порчей смазки внутри подшипника. Опыт показывает, что удается легко посадить вал ротора, нагрев внутреннюю обойму подшипника до температуры 80°C.
Вначале, необходимо сделать небольшое приспособление–упор с углублением по центру (для вала ротора), хорошо подойдет обычный белый пустотелый силикатный кирпич (см. фото). Операцию посадки удобнее всего выполнять вдвоем: после нагрева подшипника до требуемой температуры, один человек направляет вал ротора в подшипник (задавая правильное направление), второй – постукивает по оси сверху посредством выколотки и киянки. Выколотка в данном случае нам нужна заостренная по размеру углубления в верхней части вала (ударять непосредственно киянкой по валу ротора сверху нельзя - есть риск повреждения верхнего подшипника). Рекомендуется медленно поворачивать ротор (следовательно, проворачивая обойму подшипника) при каждом ударе по валу сверху. Как правило, после нескольких ударов с последовательно возрастающей силой, вал ротора свободно проваливается сразу до своего упора на валу ротора. Даем полукорпусу остыть до комнатной температуры.
Упор (кирпич) для операции по установке ротора.
Слева и справа подложены импровизированные прокладки из МДФ.
Алюминиевый полукорпус готов к нагреву подшипника и посадке ротора.
Ротор посажен.
Верхний подшипник NSK 629DW.
В углубление по центру вала нужно вставить выколотку.
Сборка фрезера.
Сборка фрезера осуществляется в точном обратном порядке: вставляем ротор в статор, крепим верхний подшипник (если крепление было снято), крепим алюминиевый полукорпус к пластиковому, одновременно ставя на место рукояти (если таковые имелись). В последнюю очередь устанавливаем щетки. Если щетки сильно стерлись, имеет смысл их сразу заменить новыми.
Первое включение фрезера после сборки.
Перед подачей на полностью собранный фрезер напряжения питания, необходимо вручную прокрутить на несколько оборотов вал, убедиться, что он вращается свободно, без посторонних звуков. Далее, выставляем регулятор частоты вращения в минимальное положение и кратковременно (буквально на одну секунду) включаем фрезер в розетку. Убедившись, что старт произошел успешно, посторонних звуков и запахов (это тоже важно) нет, включаем фрезер в розетку и медленно поднимаем обороты до максимума, даем фрезеру поработать около минуты вхолостую. Операция по замене подшипника фрезера Makita 3612C завершена!
Ниже можно скачать два варианта взрыв-схемы для фрезера Makita 3612C. Варианты отличаются некоторыми обозначениями и языком.
Взрыв-схема Makita 3612C [русский язык, 293 Кбайта, doc-файл]
Взрыв-схема Makita 3612C [английский язык, 128 Kбайт, pdf-файл]
Комментарии
Плохо раскрыта тема того, что подшипник после хорошего нагрева вставляется в металлическую часть корпуса легко и непринужденно, двумя пальцами. Наоборот, автор нагнетает ситуацию, описывая альтернативные силовые методы инсталляции.
Плохо раскрыта (и словесно, и на фото) тема запрессовки ротора в подшипник, а ведь эти две плохо раскрытые темы - это главное в статье!
Например, когда мы у себя производили аналогичную операцию по запрессовке ротора в подшипник, и грели уже установленный в корпус подшипник феном, мы вытащили из старого подшипника резиновую крышку и закрыли ею крышку нового (устанавливаемого) подшипника, чтобы горячий воздух попадал только на внутреннюю обойму подшипника.
Возможно, но на полукорпусе есть маркировка "AL".
http://zakatayrukava.ru/images/stories/Remont-frezera-Makita3612C/izvlechenie-podshipnika-01.jpg
Цитирую Terra_rist:
Мы тоже так делали. Оказалось, гораздо проще использовать сужающую насадку на фен, и обдувать только внутреннюю обойму подшипника.
Цитирую Terra_rist:
Согласен. Исправлено.
Кстати, если нагреть металлический корпус, я грел его градусов до шестидесяти - несколько минут паяльником просто положив его на корпус, то выколоткой очень легкими ударами спокойно из корпуса выбивается и подшипник и ротор.