Фрезерная машина Makita 3612C широко известна как надежный, мощный аппарат для выполнения фрезерных работ высокой тяжести. Несмотря на то, что этот фрезер является ручным электроинструментом, его часто используют в качестве фрезерных головок для самодельных и некоторых промышленных фрезерных станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Каким бы ни был надежным фрезер, приходит время его ремонта или планового технического обслуживания, в частности, замена подшипников и электрических щеток. Если замена щеток у Makita 3612C происходит очень просто (снаружи и без вскрытия корпуса), то правильно заменить подшипник не так просто, нужен опыт и некоторые знания.
Рассматриваемый в данной статье экземпляр фрезера Makita 3612C является фрезерной головкой станка «Artmak» c ЧПУ. Станок работает на производстве пленочных фасадов, конкретно, на фрезеровке заготовок из МДФ. Фрезер испытывает ежедневные немалые нагрузки. Как показало время, один раз в год нужно менять нижний (большой) подшипник по причинам появления гудения, повышения локального нагрева алюминиевой части корпуса фрезера и затруднения вращения ротора. Как уже было сказано выше, фрезер используется на станке, поэтому с него были изначально демонтированы рукоятка, платформа (подошва), а пусковая кнопка зафиксирована во включенном положении (фрезер запускается автоматически, дистанционно). Можно вообще убрать стартовую кнопку (соединив ее провода вместе), то есть оставить только самое необходимое – двигатель. Специалисты могут заметить, что этим действием (закорачиванием проводов пусковой кнопки) мы лишаемся полезной функции быстрого останова (электронного тормоза), предусмотренного конструкцией фрезера. Да, но фрезер используется не как ручной инструмент, и быстрый останов не представляет особой ценности, как средство повышения безопасности. Плюс к этому, без быстрого останова, ресурс щеток заметно повышается. Если все-таки быстрый останов очень нужен в данном применении фрезера, то эту функцию несложно сохранить, заменив пусковую кнопку электромагнитным реле или контактором с нужным количеством контактных групп и требуемым напряжением управляющей обмотки.
Фрезер Makita 3612C со снятой подошвой.
Для выполнения операции по замене нижнего подшипника фрезера понадобится:
- Крестовая отвертка PH2.
- Плоская отвертка небольшого размера.
- Широкая плоская отвертка (для извлечения щеток).
- Технический фен с регулировкой температуры (функция стабилизация температуры воздуха приветствуется).
- Резиновый молоток (киянка).
- Деревянная или пластиковая выколотка подходящих размеров.
- Средство WD-40.
Разбираем фрезер.
Перед разборкой корпуса, необходимо извлечь (выкрутить против часовой стрелки) электрощетки с помощью широкой плоской отвертки. Так как щеткодержатели выполнены из достаточно хрупкой пластмассы, велик риск повреждения шлица. Если повреждение произошло, необходимо чуть углубить (примерно, на полмиллиметра) шлиц щеткодержателя тонким сверлом по металлу и попытаться открутить щетку вновь.
Разобрать корпус фрезера просто. Нужно открутить несколько длинных винтов крестовой отверткой из алюминиевой части корпуса снизу и рукоятей сбоку. После чего, корпус фрезера можно разделить на две большие части (два полукорпуса): пластмассовую верхнюю и металлическую (алюминиевую) нижнюю части. Как показала практика, снимать верхнюю черную крышку, под которой находится верхний подшипник, не обязательно (ротор легко достается прямо с подшипником на нем). Однако, рекомендуется ее снять (открутить два винта и осторожно подцепить крышку плоской отверткой), освободить от креплений верхний подшипник, и очистить внутреннее пространство от пыли (которой там накапливается много). Убирать пыль удобнее и быстрее потоком сжатого воздуха (например, от компрессора). Из практики, верхний (малый) подшипник за несколько лет интенсивной эксплуатации фрезера менять не приходилось, поэтому в данной этой статье эта операция описана не будет.
Электрощетки.
Фрезер Makita 3612C в разобранном состоянии. Внутри много пыли.
Верхняя крышка снята.
Пластина крепления верхнего подшипника и блок электроники (сверху на фото небольшая коробочка в алюминиевом герметичном корпусе).
Ротор. Коллектор (фото слева). Крыльчатка (фото справа).
Снимаем ротор с нижнего подшипника.
Вынимаем из статора ротор с алюминиевым полукорпусом на нем. Чтобы снять ротор с нижнего подшипника, необходимо взять в руки алюминиевый полукорпус и аккуратно выколотить ротор с помощью киянки, ударяя по торцу оси (где находится резьба цангового патрона). Когда ось утопится заподлицо с полукорпусом, понадобится импровизированная выколотка из мягкого материала, ударять будем уже по ней, уперев ее в торец оси. За целостность подшипника мы не переживаем, так как предполагается, что он изначально неисправный и повторно использоваться не будет. Данную операцию удобнее производить в четыре руки.
Фрезер Makita 3612C в разобранном состоянии. Вид статора без ротора.
Выбивание ротора киянкой.
Выбивание ротора с помощью деревянной выколотки.
Ротор извлечен из подшипника.
Алюминиевый полукорпус без ротора.
Комментарии
Плохо раскрыта тема того, что подшипник после хорошего нагрева вставляется в металлическую часть корпуса легко и непринужденно, двумя пальцами. Наоборот, автор нагнетает ситуацию, описывая альтернативные силовые методы инсталляции.
Плохо раскрыта (и словесно, и на фото) тема запрессовки ротора в подшипник, а ведь эти две плохо раскрытые темы - это главное в статье!
Например, когда мы у себя производили аналогичную операцию по запрессовке ротора в подшипник, и грели уже установленный в корпус подшипник феном, мы вытащили из старого подшипника резиновую крышку и закрыли ею крышку нового (устанавливаемого) подшипника, чтобы горячий воздух попадал только на внутреннюю обойму подшипника.
Возможно, но на полукорпусе есть маркировка "AL".
http://zakatayrukava.ru/images/stories/Remont-frezera-Makita3612C/izvlechenie-podshipnika-01.jpg
Цитирую Terra_rist:
Мы тоже так делали. Оказалось, гораздо проще использовать сужающую насадку на фен, и обдувать только внутреннюю обойму подшипника.
Цитирую Terra_rist:
Согласен. Исправлено.
Кстати, если нагреть металлический корпус, я грел его градусов до шестидесяти - несколько минут паяльником просто положив его на корпус, то выколоткой очень легкими ударами спокойно из корпуса выбивается и подшипник и ротор.